БЛАГО —
любое полезное действие,
не причиняющее вред
«МЕДЭКСПЕРТЗАЩИТА»
Межрегиональный  общественный  фонд  потребителей

НОВОСТИ



Представляем  Вам  интересующую  Вас  новостную  информацию !


20 декабря  2014


УГЛУБЛЕНИЕ  ЗАЩИТНОЙ  ПРОБЛЕМАТИКИ

Издан  манифест  Фонда;   в  предисловии  вопрос
о  качестве  и  безопасности  медицинской  помощи
поставлен  в  контексте  проблемы  
«сервисного  монополизма»


В рамках информирования общественности о проекте защиты жизни и здоровья пациентов Фонд издал свой манифест в «бумажном» виде — брошюра «Манифест фонда «Медэкспертзащита». Новый подход к обеспечению качества и безопасности оказания людям медицинской помощи».

Это издание начинается с предисловия, в котором вопрос о качестве и безопасности оказания людям (пациентам) медицинской помощи ставится в контексте явления «сервисный монополизм», с давних пор выступающего проблемой для людей (клиентов) не только в нашей стране.   В свете этого фигура законного представителя пациента («здравоохранителя») предстаёт частным случаем фигуры профессионально-правового эксперта/консультанта, который актуален для «обычного» человека в любой относительно сложной области его жизнедеятельности (в частности, в рамках соответствующего обслуживания) в целях уменьшения возможных для человека рисков, возникающих вследствие его естественной «отраслевой» некомпетентности.

Представляем  наши  новые  соображения  о  давней  проблеме.



Уважаемый  Читатель !


В этой брошюре освещается новаторский социальный проект по повышению качества и безопасности оказания людям в Российской Федерации медицинской помощи.   Материал подаётся как манифест разработавшей проект общественной организации.

Данная организация — Межрегиональный общественный фонд потребителей «Медэкспертзащита» (Фонд) — была создана в 2007 г. с целью укрепления жизни и здоровья людей в России посредством повышения качества и безопасности их медицинского обслуживания *.

Такое направление общественной деятельности диктуется повседневной жизнью.   В постсоветской России, с её затянувшейся социально-экономической кризисностью, в медицинской сфере разрослось причинение пациентам необоснованного физического и морального вреда, а также финансового ущерба.   Это снижает дееспособность и моральный дух попадающих в «несчастливый процент» людей и, как следствие, в некоторой степени общества в целом.

Фонд «Медэкспертзащита» предлагает способ преодоления сложившейся негативной практики.   При этом сформированное Фондом предложение отвечает не только на вызов российской действительности, но актуально для европейской медицины Нового времени в целом.   Ведь качество и безопасность медицинской помощи в той или иной мере является проблемой и в преуспевающих странах, вообще же данная проблема присуща медицине на протяжении веков.

Коренную причину случающегося причинения пациентам необоснованного физического и морального вреда, а также финансового ущерба Фонд видит в присущем медицине так называемом сервисном монополизме.   Это явление обнаруживается во многих сферах жизнедеятельности, но в медицине оказывается весьма выпуклым.   Выражением «сервисный монополизм» можно именовать устойчивую негативную социальную тенденцию, согласно которой обслуживающая сторона (в частности, медработники) действует в отношении обслуживаемой стороны — клиента, потребителя услуг (в частности, пациента) — профессионально бесконтрольным или мало контролируемым образом.   Подобное положение дел позволяет представителям обслуживающей стороны за фасадом традиционного внешнего расположения к клиенту, заявляемого ими максимально эффективного удовлетворения его потребностей закулисно «пользоваться» им с той или иной выгодой для себя, подчас «играя против» него, опираясь при этом на обычно присущие клиентам доверие к обслуживающей стороне и естественную некомпетентность в предметной области обслуживания.   Общим знаменателем проявлений сервисного монополизма в отношении клиента является недостаточное или неверное информирование последнего обслуживающей стороной — на пути 1) завышения стоимости услуги, 2) уменьшения производственных затрат, 3) приукрашивания положительного эффекта от услуги и, наоборот, затушёвывания, замалчивания возможного негативного эффекта, а также возможных неудач в ходе оказания услуги.   Всё это имеет для клиентов в различных сервисных областях различную степень негативности: от дискомфорта до опасности, губительности.   Что же касается медицины, непосредственно воздействующей на жизнь и здоровье прибегающих к её помощи людей, то медицина оказывается в числе потенциально опасных сфер обслуживания.

В юридическо-процессуальной сфере, сервисом не являющейся, но в чём-то его напоминающей, защита прав и свобод подозреваемого или обвиняемого человека («прав и интересов клиента») в европейской культуре с некоторых пор осуществляется адвокатом.   Такая практика в жизнедеятельности цивилизованных стран является нормой.   При этом если человек, нуждающийся в услугах адвоката, оказывается не в состоянии их оплачивать, то это за него делает государство.   Безусловно, в сервисной среде, насквозь пронизывающей повседневность, к каждому потребителю услуг «адвоката» не приставишь.   Однако почему бы не сделать это в наиболее ответственных областях?

Отвечая на данный вопрос положительно, Фонд разработал принципы и механизмы системы защиты прав и интересов потребителей медицинских услуг — пациентов — в Российской Федерации («медэкспертзащита»).   Главный интерес пациентов — жизнь и здоровье.   Здоровье, как известно, «не купишь», поэтому защита автоматически должна носить профилактический — то есть предупредительный — характер: в данном случае предупреждать причинение вреда, а не разбираться с его последствиями, как это делает ныне большинство защищающих пациентов организаций, действующих лишь в «постсобытийном», «компенсационном» ключе.   Отсюда рамочной стратегией деятельности защитников (помощников) пациентов (Фонд именует их «здравоохранители») является персональное сопровождение пациента с момента начала оказания ему медицинской помощи.   Данный подход доселе нигде не практиковался — пожалуй, даже в развитых западных странах, где многие люди, между прочим, склонны улаживать свои существенные бытовые проблемы при помощи консультантов (экспертов) и адвокатов (юристов) — нередко персональных.

Следует заметить, что эксперт и юрист — фигуры, с одной стороны, различные, с другой стороны, подчас совмещающиеся.   Это объясняется тем, что, во-первых, в большинстве жизненных ситуаций правовые знания требуются не в «чистом» (фундаментальном) виде, но профилированными в отношении некоторой определённой предметно-проблемной области.   Во-вторых, большинство предметных областей в современном мире имеют развитый правовой аспект, и потому профессиональное ориентирование в них неминуемо требует известной юридической компетентности.   Памятуя об этом, фонд «Медэкспертзащита» квалифицирует предлагаемую пациентам помощь как медико-правовую.   Оказывающие такую помощь специалисты призваны оберегать пациентов от неприятностей посредством двух основополагающих направлений деятельности: подобно врачу здравоохранитель систематически наблюдает состояние здоровья своего подопечного, справляется о возникающих у него беспокойствах и проблемах; подобно юристу здравоохранитель прослеживает соблюдение медицинскими работниками прав его подопечного — как пациента, как потребителя услуг, как гражданина или жителя Российской Федерации.   В связи с этим специалисты Фонда склонны напоминать общественности, что если предусмотренные российским законодательством права людей в ходе оказания им медицинской помощи будут работниками медицинских организаций исправно соблюдаться, то существующее недовольство отечественной медициной уменьшится разительным образом.

Осуществляя заботу о благополучии пациентов, Фонд НЕ намерен делать это «за счёт» благополучия врачей (работников медицинских организаций).   Основополагающая идея фонда «Медэкспертзащита» и проектируемой им одноимённой системы — идея (идеал) блага, где понятие «благо» означает любое полезное действие, не причиняющее вред никому: ни самому деятелю, ни его близким, ни другим группам людей, ни обществу в целом.   В этой перспективе защита здравоохранителями пациентов мыслится исключительно как сотрудничество с врачами.   Во-первых, миссия врача в человеческой культуре исконно характеризуется как общественно полезнейшая, альтруистическая.   Во-вторых, проектируемое предупреждение негативных врачебных действий (любой степени их осознанности) в отношении пациентов оказывается полезным не только для пациентов, но, если разобраться, то в конечном счёте и для врачей (а также их близких — как в семейном, так и в корпоративном плане).   В рамках указанного сотрудничества защитники пациентов занимают в отношении своих подопечных вполне объективную позицию: ратуя за соблюдение медицинскими работниками прав пациентов, они «по умолчанию» контролируют выполнение пациентами присущих им обязанностей, а оберегая пациентов от причинения им медицинскими работниками необоснованного вреда, они одновременно призваны не допускать нарушение пациентами прав медработников, причинения последним какого бы то ни было вреда.   Подобное равновесие выражается в символике фонда «Медэкспертзащита» и разработанной им системы.

И всё-таки наряду с обсуждаемой этической «симметрией» врача и пациента, в их взаимоотношениях неумолимо проступает характерная организационная «асимметрия».   При любом состоянии медицины в государстве пациенты всегда оказываются в более рискованном положении, нежели врачи, ведь они, по определению, рискуют своим здоровьем, нервами, кошельком.   Это и составляет давнюю и одновременно злободневную проблему, с изложения которой начинается читаемый Вами текст и на разрешение которой направлена деятельность Межрегионального общественного фонда потребителей «Медэкспертзащита».


Благодарим  Вас  за  внимание !


Желаем  Вам  благополучия !



* Выражения «оказание медицинской помощи» и «медицинское обслуживание», с которых начинается речь, по мнению разработчиков проекта, в целом синонимичны, хотя теоретиками сопоставляются, как правило, весьма дискуссионно.   Авторам видится, что эти выражения означают лишь различные ракурсы адресованного человеку единого лечебно-диагностического процесса: «оказание медицинской помощи» располагается более в социальной плоскости, «медицинское обслуживание» же, «оказание медицинских услуг» — в плоскости финансово-правовой.   Последнее тесно связано с понятиями «клиент», «потребитель», с защитой соответствующих прав и интересов людей, что, по определению (по названию), отвечает вектору деятельности Фонда.   Между тем ниже будет говориться преимущественно «оказание медицинской помощи», поскольку это созвучно действующему российскому здравоохранительному законодательству.