В России на базе ОМС реализуется подобие
проектирумой Фондом системы защиты пациентов
Важная информация в контексте десятилетней деятельности Фонда, своеобразный её итог на текущее время.
Представляя с 2010 года разработанный специалистами Фонда проект предупредительной защиты пациентов, мы фиксируем два крупных момента.
1. Предполагаемая реализация проекта была бы наиболее действенной при его поддержке государством. Государственное участие позволило бы помогать пациентам в стране масштабно, в определённой мере для них бесплатно. Также оно существенно сдержало бы антагонизм в отношении проекта со стороны медицинских работников.
2. С 2013 года мы застаём в СМИ информацию о том, что руководители отечественного здравоохранения в качестве одного из направлений повышения качества и безопасности оказания россиянам медицинской помощи постепенно разворачивают страховые медицинские организации к реальной персональной организационно-правовой помощи пациентам в ходе лечебно-диагностического процесса. Для каждой страховой компании это те пациенты, которые являются её клиентами — в первую очередь, в системе обязательного медицинского страхования. С точки зрения здравого бизнес-смысла, такой характер взаимодействия страховой организации и её клиентов очевиден, однако два десятка лет он не действовал, и страховщики выступали в деле обеспечения людей медицинской помощью лишь как посредники-«кассиры» — так метафорически определили их хроническое «недорабатывание» капитаны отечественного здравоохранения. Напоминаем наши новостные заметки об изложенной тенденции:
ВЗЯТ КУРС НА ПЕРСОНАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ ПАЦИЕНТОВ
ВАЖНЫЙ ШАГ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ПАЦИЕНТОВ
МЕДЭКСПЕРТЗАЩИТА И ОМС – 2016 +
РЕАЛИЗУЕТСЯ ПАРАЛЛЕЛЬ С ПРОЕКТОМ ФОНДА ?
В настоящем году положение дел таково.
В июньском номере журнала «Здравоохранение» опубликовано интервью с председателем Федерального фонда обязательного медицинского страхования Н. Н. Стадченко, в котором она ретроспективно и перспективно поведала о том, что работа российской власти со страховыми медицинскими организациями по постановке их на повседневную службу пациентам ведётся полным ходом и весьма системным образом:
https://e.zdravohrana.ru/article.aspx?aid=560747
Описание этого предприятия содержит ряд идейно-понятийных созвучий с проектируемой Фондом системой медэкспертзащиты, а также с намечаемой на долгосрочную перспективу широкопрофильной фигурой здравоохранителя (конспективно представляем эти моменты в конце новостной заметки).
Были ли известны организаторам отечественного здравоохранения материалы Фонда, или идеи носятся в воздухе, мы не знаем. Вне зависимости от этого на данный момент ясно следующее.
Развиваемый руководителями российского здравоохранения институт помощников/защитников пациентов, как и в проекте Фонда, призван уравновешивать в лечебно-диагностической сфере позиции пациентов и медицинских работников. Как и в проекте Фонда, помощь пациентам носит здесь организационно-правовой, медико-правовой характер.
Однако наряду с указанной аналогией имеются существенные различия.
В итоге в настоящее время проект Фонда теми или иными судьбами обретает в России при государственном участии определённую реальность, однако, как то нередко бывает в жизни, с существенной поправкой на обстоятельства. На этом фоне шансы на осуществление инновационного ядра проекта ещё более уменьшаются, поскольку эволюция решения исходной проблемы незащищённости пациентов на наших глазах следует иным путём. В частности, власть пока откровенно отметает сценарий удаления из социальной медицины страховых компаний, хотя на их сомнительность, балластность сегодня указывают многие, в том числе и с высоких трибун.
Между тем на этом фоне мы видим одну точку потенциально возможного включения проекта Фонда в развиваемую государством защитную систему. Обрисуем её.
Согласно выкладкам Н. Н. Стадченко, страховые представители пациентов подразделяются на три группы.
О первых двух говорится следующее: «Основная задача страховых представителей 1-го уровня — информационная поддержка застрахованных лиц. Они отвечают на вопросы справочного и консультационного характера. Например, как, где и в какие сроки можно получить полис ОМС, что делать при его утрате, как выбрать страховщика, медорганизацию или врача. Они также информируют о необходимости пройти диспансеризацию, а затем проводят опрос по результатам профилактических обследований. Кроме того, они принимают жалобы пациентов — необоснованное взимание платы, отказ в оказании медицинской помощи. Решением таких проблем в дальнейшем уже занимается страховой представитель 2-го уровня. <…> Страховые представители 2-го уровня работают с конкретными жалобами застрахованных при нарушении их прав в ходе обращения в медорганизацию. Эксперты этого уровня контролируют объемы медицинской помощи и число свободных мест в больницах для госпитализации в плановом порядке, консультируют по вопросам оказаниях разных видов медицинской помощи, в т. ч. и высокотехнологичной, по программам ОМС.
Что касается, страховых представителей 3-го уровня, то «они начнут работать с 1 января 2018 года. Это будут эксперты самой высокой квалификации. Они будут проводить экспертизу качества оказанной медицинской помощи. Будучи по факту субъектами вневедомственного контроля, они станут еще одним механизмом защиты прав граждан в сфере охраны здоровья, дополняя существующий государственный институт контрольно-надзорных полномочий.» Как видно, это описание довольно туманно, без конкретики. Но если воспринимать его дословно, то речь идёт о дополнении государственной защиты пациентов механизмом негосударственным — например, как раз общественными медико-правовыми экспертами из проекта Фонда.
Верно ли мы понимаем данный сектор замысла руководителей российского здравоохранения, и как этот замысел будет воплощаться в жизнь в целом, покажет завтрашний день.
Сопоставление моментов из систем защиты пациентов:
реализуемой государством («Минздрав»)
и проектируемой фондом «Медэкспертзащита» («Фонд»)