Общий порядок действий
законного представителя пациента
по защите жизни и здоровья пациента (здравоохранителя)
в ходе медицинского обслуживания
1. Человек заключает с защитной организацией («медэкспертзащитой») договор о его персональном медико-правовом
сопровождении в ходе его медицинского обслуживания.
Договор включает в себя
объективизацию физического состояния человека на момент обращения в медэкспертзащиту.
2. Человек уполномочивает предоставляемого ему
медэкспертзащитой законного представителя* представлять
его интересы и защищать его права в ходе медицинского обслуживания посредством выдачи этому специалисту соответствующей доверенности.
3. При первом визите человека в медицинскую организацию его
законный представитель («здравоохранитель») знакомит
главного и лечащего врачей со своими полномочиями, изложенными в Федеральном законе «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» и в выданной ему пациентом доверенности, а также
при необходимости — с законодательно установленными правами пациента.
4. Законный представитель пациента разъясняет главному и лечащему врачам,
что его миссия —
предупредительная защита жизни и здоровья его подопечного — предполагает преимущественно не наблюдение за лечебно-диагностическими
действиями работников медучреждения, но контроль текущего состояния здоровья пациента, анализ получаемой от
врача информации о ходе его диагностирования и лечения, а также контроль за соблюдением при этом его прав.
5. Сопровождая пациента в целях сохранения его жизни и
здоровья, законный представитель действует на основе российского законодательства таким образом,
чтобы совместно с медицинскими работниками, не ущемляя их прав и интересов,
обеспечивать соблюдение в ходе медобслуживания прав пациента — в первую очередь, права на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство
и права на
получение медицинской помощи надлежащего качества.
На этом пути законный представитель пациента (здравоохранитель):
- контролирует соблюдение медицинскими работниками всех законодательно установленных прав пациента, в случае необходимости призывает их к соблюдению (требует соблюдения) этих прав;
- осуществляет от имени пациента общение с медицинскими работниками по любым вопросам обслуживания своего подопечного;
- детально обсуждает с лечащим врачом текущие результаты и перспективы лечебно-диагностического процесса;
- оговаривает (при необходимости — оформляет письменно) предварительное информированное добровольное согласие пациента на любое медицинское вмешательство или его отказ от такового;
- получает в устной и/или письменной форме необходимую достоверную информацию, отражающую состояние здоровья пациента (в частности, знакомится с относящейся к пациенту медицинской документацией, оценивая её полноту и правильность; собирает заверенные лечащим врачом копии интересующих его документов);
- осуществляет текущую оценку состояния здоровья пациента по мере реализации лечебно-диагностических мероприятий;
- присутствует при некоторых доступных для наблюдения лечебно-диагностических процедурах — в случае, если пациент попросит его об этом или если процедуры носят предельно ответственный характер;
- инициирует проведение в сложных и сомнительных ситуациях диагностирования и лечения пациента медицинских консультаций и консилиумов для определения наилучшего плана лечебно-диагностических действий;
- следит за тем, чтобы услуги по линии обязательного медицинского страхования в рамках гарантированного государством объёма медицинской помощи оказывались пациенту бесплатно, выясняет причины назначения пациенту платных лечебно-диагностических процедур и контролирует порядок их оплаты;
- морально-психологически поддерживает пациента, его родных и близких;
- инициирует необходимые юридические мероприятия в случае противодействия законным требованиям пациента (требованиям его законного представителя).
6. Деятельность законного представителя пациента служит предупреждению следующих распространённых
нарушений прав пациента в ходе медицинского обслуживания:
- неполучение от пациента информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство;
- отказ в предоставлении пациенту полной и достоверной информации о ходе лечебно-диагностического процесса, о состоянии его здоровья;
- отказ в предоставлении пациенту копий интересующих его медицинских документов;
- отказ пациенту в предоставлении консультаций врачей-специалистов для уточнения состояния его здоровья и пути его дальнейшего диагностирования и лечения;
- необоснованное ограничение для пациента базового объёма медицинской помощи по линии обязательного медицинского страхования;
- навязывание пациенту дорогостоящих лечебно-диагностических процедур и медикаментов при наличии более дешевых альтернативных вариантов;
- неуважительное отношение к пациенту, его оскорбление, унижение.
7. Действия законного представителя пациента при нарушении прав его подопечного в ходе медицинского обслуживания:
- аргументированное информирование медицинских работников в переговорах с ними о нарушенных ими правах
пациента, напоминание им о необходимости соблюдения данных прав, о соответствующих обязанностях врача;
убеждение медработников оперативно выполнить законные требования пациента по соблюдению его прав;
- в случае безуспешности напоминаний медицинским работникам о необходимости соблюдения ими прав
пациента обращение от его имени (при необходимости — с помощью юристов медэкспертзащиты) с устным
или письменным требованием о нормализации обслуживания к главному врачу медицинского учреждения или
в страховую медицинскую организацию, в которой пациент застрахован;
- в случае отсутствия положительного решения по соблюдению в ходе медицинского обслуживания прав пациента
оформление (при необходимости — с помощью юристов медэкспертзащиты) заявления в Фонд «Медэкспертзащита» и/или в Роспотребнадзор для проведения ими соответствующей надзорной проверки медучреждения;
- инициирование обращения медэкспертзащиты с исковым заявлением в суд о нарушении прав пациента в ходе его медицинского обслуживания
с целью присуждения пострадавшему соответствующих компенсаций, а также наказания медработников,
упорствующих в противоправной, вредной для жизни и здоровья пациента деятельности.
* На практике защитная организация может предоставлять человеку
не одного, а двух и более законных представителей (здравоохранителей).